Республика Узбекистан, Навоийская область, город Навои, ул. Навои, 27
Пн - Пт: 08:00 - 17:00
Выходные дни: суббота, воскресенье
Обсуждены приоритетные задачи по обеспечению макроэкономической стабильности и роста экономики
- Главная
- Обсуждены приоритетные задачи по обеспечению макроэкономической стабильности и роста экономики
- Создано: 18.01.2024
- Обновлено: 22.01.2024
- Прочитано: 1480
Обсуждены приоритетные задачи по обеспечению макроэкономической стабильности и роста экономики
Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 16 января состоялось видеоселекторное совещание по приоритетным задачам обеспечения макроэкономической стабильности и экономического развития в 2024 году.
В 2023 году экономический рост в нашей стране составил 6 процентов. В частности, зафиксирован рост на 6 процентов в промышленности, на 6,8 процента в сфере услуг, на 6,4 процента в строительстве, на 4,1 процент в сельском хозяйстве.
В текущем году планируется увеличить объем валового внутреннего продукта минимум на 6 процентов и довести его до 100 миллиардов долларов. На совещании обсуждены задачи и необходимые меры в этом направлении.
Глава государства подчеркнул, что для этого требуется, чтобы в первую очередь работники экономического комплекса, находящиеся в первых рядах реформ, работали еще усерднее.
К примеру, при росте объема промышленного производства добавленная стоимость продукции не превышает 40 процентов. В основном это связано с зависимостью от импорта, высоким потреблением энергии и чрезмерными затратами.
В связи с этим определено, что 2024 год станет для руководителей экономического комплекса и всех государственных предприятий годом эффективности и сокращения издержек. На примере ряда отраслей проанализированы возможности снижения затрат за счет оптимизации закупок и логистики, экономии энергоресурсов и цифровизации.
В этом году комплексу предстоит увеличить добавленную стоимость на 45 процентов, снизить себестоимость на 15 процентов в крупных отраслях и в целом обеспечить рост промышленности на 7 процентов.
Предложено увязать деятельность руководителей экономического блока с месячными, квартальными и годовыми показателями эффективности (KPI), пересмотреть численность заместителей.
На совещании особо затронут вопрос финансовой дисциплины.
В прошлом году отдельным государственным предприятиям не удалось обеспечить выплату в бюджет 8 триллионов сумов дивидендов и налогов. В Сырдарьинской и Джизакской областях налоговые поступления увеличились на 20 процентов, а в Хорезмской, Бухарской и Кашкадарьинской областях этот показатель не достиг даже 7 процентов.
Подобные случаи свидетельствуют о недостатках в работе руководителей и заместителей территориальных налоговых подразделений, налоговиков в махалле. Поэтому указано на необходимость пересмотра налоговой системы и определены новые направления.
Первое направление - функции по работе с 40 тысячами бюджетных организаций будут переданы от районов вновь создаваемой Межрайонной инспекции бюджетных организаций при Налоговом комитете. Инспекция будет полностью цифровизирована и интегрирована в электронную систему Казначейства.
Второе направление - в комитете также будет создана межрайонная инспекция по взысканию налоговой задолженности. Ей будут предоставлены те же полномочия, что и у Бюро принудительного исполнения. Благодаря этому можно будет перевести в махаллю еще 200 сотрудников налоговых органов в районах.
Третье направление - будет создана отдельная система по работе с 80 крупнейшими предприятиями и 35 коммерческими банками, обеспечивающими 50 процентов налоговых поступлений республики. Для этого в составе Инспекции по крупным налогоплательщикам создается новая структура, которая будет взаимодействовать с Министерством экономики и финансов.
На Министерство экономики и финансов возложены задачи по обеспечению своевременности налоговых поступлений и предотвращению необоснованного увеличения затрат предприятий.
Касательно таможенной сферы отмечено, что в прошлом году при ввозе товаров из-за рубежа были применены льготы на сумму почти 60 триллионов сумов, однако анализ их эффективности не проводился. В связи с этим дано указание изучить все товары, ввезенные с преференциальным режимом.
Еще одним источником для доходов бюджета являются приватизация и продажа земли с аукциона. Однако 484 государственных актива, включенных в программу приватизации, не выставляются на торги.
Например, десятки выставленных на торги зерновых предприятий остаются непроданными, так как их стоимость устанавливается неправильно.
Кабинету Министров поручено устранить недостатки и подготовить новую программу приватизации, призванную обеспечить 20 триллионов сумов доходов в этом году.
В прошлом году от аукционов земли поступил 1 триллион сумов, появилось 12 тысяч новых проектов. В целях расширения этой работы перед ответственными лицами поставлена задача до конца года разработать мастер-планы 70 районов, а в следующем году – всех районов.
Наиболее актуальным вопросом сегодня является теневая экономика. Анализ показывает, что большой объем оборота в сфере услуг, строительстве и промышленности остается в «тени».
Глава нашего государства заявил, что теневая экономика является препятствием для честной конкуренции и деятельности порядочных предпринимателей, и обозначил дополнительные меры.
В настоящее время борьбой с теневой экономикой и экономической преступностью занимаются 14 органов. В целях координации и усиления этой деятельности будут расширены полномочия Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре. Департамент будет обеспечен самыми современными средствами и опытными специалистами, при нем будет открыт научно-аналитический и учебный центр. При этом в Генеральной прокуратуре будет создано отдельное управление по теневой экономике и его региональные отделы.
На совещании также обсуждался вопрос эффективности бюджетных расходов.
В прошлом году были выявлены незаконные траты на 1,2 триллиона сумов, а также недостача и хищения на 200 миллиардов сумов. Средства, выделенные на программы в области здравоохранения и сельского хозяйства, не были использованы в полной мере. Также участились такие случаи, как начисление заработной платы за несуществующего работника или фактически невыполненной работы, необоснованное получение ссуд и выплата премий.
В связи с этим названа неудовлетворительной деятельность Инспекции государственного финансового надзора при Министерстве экономики и финансов. Принято решение о передаче данной структуры Департаменту по борьбе с экономическими преступлениями Генеральной прокуратуры.
Поставлена задача взять на контроль правильность расходования 313 триллионов сумов, предусмотренных в бюджете на текущий год.
Актуален и вопрос снижения инфляции. В результате принятых мер инфляция в прошлом году не превысила 9 процентов.
Подчеркивалось, что продуктовую инфляцию можно обуздать только за счет увеличения производства продовольствия, министру сельского хозяйства и хокимам даны соответствующие поручения.
Обсуждены меры по достижению уровня инфляции ниже 9 процентов в этом году.
Также затронуты вопросы обеспечения стабильности банковской системы и кредитования экономики. Поставлена задача разработать программу снижения ставок по кредитам не менее чем на 2-3 процента на основе рыночных механизмов.
На совещании особое внимание уделено вопросу обеспечения занятости населения. В этой связи подчеркнута важность эффективной реализации недавно принятой программы.
Отмечалось, что учреждения профессионального образования системы занятости и проводимая работа по внешней трудовой миграции не находятся на должном уровне. Перед Министерством занятости и сокращения бедности определены дополнительные задачи по устранению недостатков, обеспечению профессиональной подготовки населения и созданию рабочих мест.
В завершение совещания руководители экономического комплекса, министры и хокимы отчитались о своих планах на текущий год.
Источник: https://president.uz/ru/lists/view/6971